Владимир Якунин (v_yakunin) wrote,
Владимир Якунин
v_yakunin

Categories:

Еще раз о реформе ж/д и ситуации в отрасли – в ответ на острые комментарии

Разработка планов реформирования железнодорожной отрасли правительством РФ началась более десяти лет назад, но практические результаты реформы до сих пор вызывают резкие суждения, свидетельствующие о том, что авторы зачастую заменяют знания эмоциональными ощущениями. Вот, например, в комментарии Александра Пискунова читается скепсис по поводу состояния железнодорожного транспорта и делаются выводы, мягко говоря, оторванные от действительности.

С утверждением, что Правление и Президент компании ОАО «РЖД» несут ответственность за выполнение плана реформирования отрасли, я полностью согласен. Более того, в отличие от любого государственного чиновника я несу уголовную ответственность за такие вещи, как достоверность финансовой отчетности компании и безопасность на вверенной мне инфраструктуре, включая недопущение случаев экстремизма. Думаю, этих положений достаточно, чтобы любой здравомыслящий человек на моем месте серьезно относился к своим обязанностям.

Что касается Программы реформирования РЖД, то она разработана, утверждена и  может корректироваться только государством в лице Правительства РФ. Со своей стороны, Правление и Совет директоров компании имеют право вносить предложения по корректировке целей и по тактике реализации реформ. Кстати, таким же правом обладают и другие участники рынка ж/д  перевозок – частные операторы, объединенные в свои профессиональные объединения и лоббирующие собственные коммерческие интересы, не всегда совпадающие с интересами государства в целом. В этих условиях далеко не все наши предложения, по нашему мнению, вполне взвешенные и справедливые, доводятся до реализации. В общественном сознании (в том числе и на уровне правительства) до сих пор бытует представление об ОАО «РЖД» как о всесильном монополисте, диктующем всем свои правила игры. На самом деле это давно не так.

Прежде всего, с момента своего образования ОАО «РЖД» (в отличие от МПС) утратило право на установление тарифов как в грузовых, так и в дальних пассажирских перевозках в регулируемом государством секторе. Регулирование тарифов на пригородные перевозки осуществляется на уровне субъектов РФ. Поэтому все заявления о том, что ОАО «РЖД» самостоятельно устанавливает эти тарифы, не имеют под собой никаких оснований. Мы лишь представляем в соответствующие ведомства расчет экономически обоснованного тарифа и предложения по компенсации разницы между расчетной цифрой и тарифом, который устанавливает государство. Пока это не привело  к требуемым результатам, так как в целом по стране компенсации в 2012 году составили менее 15% от потребных на организацию пригородных пассажирских перевозок. Что делать в этих условиях ОАО «РЖД»? Мы предложили Правительству и при поддержке ряда губернаторов получили государственные субсидии в размере 25 млрд. руб. для освобождения пригородных компаний от уплаты инфраструктурной составляющей тарифа в пользу ОАО «РЖД». Тем самым существенно снижались расходы как самих пригородных компаний, так и субъектов федерации. Когда некоторые губернаторы утверждают, что им не понятно, как формируются финансовые взаимоотношения между пригородными компаниями и ОАО «РЖД», это – лукавство. Методика расчетов согласована всеми причастными министерствами и ведомствами и утверждена Минюстом РФ. Правда, условия господдержки пригородного комплекса будут меняться, и упомянутые дотации в размере 25 млрд. руб. в следующем году сократятся до 12,5, а в 2015 – до 6,25 млрд. При этом необходимо, чтобы возникли совершенно четкие экономические  условия работы пригородного комплекса. Пригородные компании должны заключать с региональными властями долгосрочные договора на объем требуемых перевозок при условии полной компенсации выпадающих доходов, возникающих у них от регулирования тарифа. Заявления о том, что в региональных бюджетах денег на эти компенсации нет, не отменяет обязанности местных властей обеспечить жителей региона электричками в том объеме, в котором это необходимо. Регионы должны выстраивать свои бюджеты таким образом, чтобы не только регулировать тарифы, но и обеспечивать наличие источников для компенсации убытков железнодорожников.

В секторе дальних пассажирских перевозок ОАО «РЖД» уже три года ведет работу в Правительстве по принятию решения о т.н. «государственном заказе», который на федеральном уровне определит потребность государства в этих перевозках, источники и объемы средств, направляемых на компенсацию возникающих у ОАО «ФПК» убытков от государственного регулирования. Решение по этому году, принятое под давлением Минфина, – не в пользу железнодорожников. Субсидии срезали почти вдвое, в результате ОАО «ФПК» было вынуждено пойти на сокращение  особо убыточных перевозок для сохранения финансовой устойчивости компании. Сначала нам сказали «сокращайте», а через месяц, когда посыпались обращения губернаторов, нам было рекомендовано подумать, как отказаться от сокращения. Для примера, один только поезд Тында–Комсомольск-на-Амуре, столь необходимый жителям, приносит ОАО «ФПК» более 700 млн. руб. убытков в год! Принимая во внимание просьбы губернаторов и озабоченность Президента и Правительства РФ, мы опять-таки на свой страх и риск сохранили курсирование ряда убыточных поездов до конца первого квартала. Одновременно мы предложили властям и крупным компаниям в регионах совместно изыскать средства на дотирование тех маршрутов, которые являются единственным способом передвижения на их территориях. Очевидно, что эти проблемы не могут решаться за счет и без того урезанного бюджета ж/д компании.

Мы полностью поддерживаем позицию руководства страны в том, что развитие важнейших элементов инфраструктуры носит политический и долгосрочный характер, но, согласитесь, что на деле отношение к развитию ж/д транспорта выглядит странно, особенно на фоне усилий, которые предпринимаются во всех развитых странах по поддержке ж/д перевозок. Упрощенческий подход к этой проблеме по принципу только сбалансированности госбюджета в странах  Европы, США и Китая уже давно уступил место политике усиленного инвестирования ж/д инфраструктуры. От этого напрямую зависят увеличение темпов роста ВВП, создание новых рабочих мест и источников поступления значительных средств в государственные бюджеты. Об этом, в частности, очень аргументировано говорит г-н Райх, экс-министр труда США, который работал в правительстве Клинтона. Тем¸ кому интересно, рекомендую почитать статью.

Tags: РЖД, реформа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →