Владимир Якунин (v_yakunin) wrote,
Владимир Якунин
v_yakunin

Вопросы образования

Меня тут недавно спросили, как я отношусь к идее создания транспортного университета, который объединил бы подготовку специалистов для различных видов транспорта. Честно говоря, отношусь скептически. И вот почему. Железнодорожникам удалось сохранить систему отраслевого образования еще со времен МПС и не только сохранить, но и трансформировать под запросы сегодняшнего дня. ОАО «РЖД» инвестирует немалые деньги как в развитие железнодорожной специализации в государственной системе образования, так и в целевую подготовку кадров для компании. Достаточно сказать, что компания является учредителем 283 учебных заведений, включая дошкольные и общеобразовательные, поддерживает работу 25 детских железных дорог, вкладывается в материальную базу профильных вузов, хотя сами вузы не относятся к нашей компетенции. Система железнодорожного транспортного образования имеет огромную базу и является уникальной в своем роде, мы, безусловно, намерены этот ценнейший актив за собой сохранить. Мне кажется, что проблемы подготовки кадров для других направлений транспорта надо решать за счет тех отраслей, которые в них заинтересованы. Это было бы логично и справедливо.

У этой темы есть еще один важный аспект – качество образования. Сегодня РЖД формирует самый крупный в России заказ на целевую подготовку специалистов. По направлению компании в различных учебных заведениях обучаются более 41 тысячи человек. При этом у нас есть серьезные собственные корпоративные требования к уровню подготовки дипломированных специалистов. Об этом я говорил сегодня на встрече с ректорами тех вузов, с которыми мы сотрудничаем. Мы создали Корпоративный университет РЖД и выстроили собственную образовательную цепочку для получения специалистов требуемой квалификации. Причина в том, что качество знаний, которое нам сегодня необходимо, в том числе и для работы, например, на зарубежных проектах, недостаточно высокое. Мы сейчас активно сотрудничаем с ведущими российскими и зарубежными университетами, создаем совместные курсы и программы, что называется «под себя». У нас теперь есть базовая кафедра в МГИМО, которая будет готовить специалистов для РЖД по международным транспортным операциям. Это нормальная практика для крупных компаний.

Если говорить в целом, то образование как социальный институт переживает сейчас серьезную трансформацию. И это уже вопрос глобального порядка, который активно обсуждался и на последнем Родосском форуме «Диалога цивилизаций», и на прошедшей недавно в Париже конференции «Новая парадигма в образовании: европейский диалог», куда я был приглашен в качестве спикера. Примечательно, что дискуссия была инициирована международным движением Youth Time, то есть самой молодежью – нынешними студентами, аспирантами со всего мира. Я сказал им, что одна из ключевых ролей образования сейчас – это социализация. Казалось бы, Интернет дает возможность получать определенный набор знаний не выходя из дома и даже дистанционно слушать лекции лучших профессоров. Но без атмосферы живой коммуникации, без навыка работы в группе обучение превращается в процесс механистический и малоэффективный. Студенты с самого начала должны быть погружены в ту среду, в которой потом будут работать. В этом отрыве процесса обучения от социума я вижу основные риски и вызовы, с которыми может столкнуться современная система образования. РЖД и другие крупные компании-работодатели заинтересованы в полноценных специалистах, а не в интернет-пользователях, которых мы потом вынуждены сами доводить до ума.

Tags: youth time, РЖД, молодежь, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments