?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Сочи прошел 10-й, юбилейный, бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520». Его итоги я считаю чрезвычайно важными для железнодорожной отрасли, тем более учитывая непростые для пространства-1520 макроэкономические условия. Представительство на форуме (более 350 компаний и организаций из 32 стран) еще раз подтвердило высокий статус этой площадки у профессионального сообщества и значимость события в международном деловом календаре. Кроме бизнес-переговоров и заключения контрактов, которых в Сочи традиционно подписывается немало (за 10 лет – на общую сумму 453 млрд. рублей), форум носит и важный прикладной характер, с точки зрения выработки ключевых месседжей, транслируемых в те центры государственной компетенции, от которых зависит принятие стратегических решений по дальнейшему развитию отрасли.

Если говорить о содержании стратегического партнерства 1520, то его актуальными направлениями являются: развитие ж/д инфраструктуры, клиентоориентированность, реализация транзитного потенциала сети железных дорог и перспективное развитие логистики на пространстве-1520, высокие технологии, строительство ВСМ, машиностроение, развитие человеческого капитала. Эти темы и были ключевыми на 10-м форуме. В частности, обсуждались социально-экономические параметры крупных инфраструктурных проектов (БАМ, ТрансСиб, ВСМ Москва – Казань и др.), которые ОАО «РЖД» реализует при поддержке государства. Для меня было чрезвычайно важно услышать мнение наших зарубежных коллег, представителей банковской сферы, подтвердивших, что приоритеты выбраны правильно – такого рода проекты безальтернативны, а в период глобальной нестабильности (именно так обозначают эксперты и экономисты текущую ситуацию) риски от государственных инвестиций в инфраструктуру гораздо ниже, чем от не инвестирования в нее. Прозвучали хорошие предложения по финансированию инфраструктурных проектов, в частности идея иностранных инвестиций, деноминированных в рублевом эквиваленте, если речь идет о реализации инвестиционной модели на территории России.

Стимулирование спроса на транспортные услуги предопределяет роль и значимость клиентоориентированности как своеобразного драйвера стратегического развития ж/д бизнеса. Об этом на форуме говорили очень много: как бороться за клиента, с помощью каких инструментов, в том числе инновационных, какие есть альтернативные возможности развития в условиях падающего спроса. В качестве вариантов называли интернационализацию деятельности РЖД, повышение технологичности (принцип «одного окна»), нацеленность на комплексные услуги и т.д. Ориентация на запросы клиента останется основополагающим принципом развития мирового железнодорожного транспорта и в долгосрочной перспективе. Специалисты по стратегическому прогнозированию считают, что эволюция отрасли будет идти по пути дальнейшей интеграции (как между странами, так и мультимодальной – предоставление единой услуги по всем видам транспорта), цифровизации (полный переход на электронные услуги и автоматизация управления ж/д перевозками), дифференциации услуг (возможность выбора категории поездки: бизнес, туризм, люкс и т.п.). Учитывая скорость внедрения инноваций в железнодорожной сфере, такие вещи как соединение континентов высокоскоростными магистралями или переход на магнитно-левитационные поезда вполне могут быть реализованы в пределах жизни одного поколения.

Большой интерес участников форума вызвала секция по высоким технологиям, где, в том числе, рассказывали о Сапсане с инновационным приводом двигателя на постоянных магнитах. Это новая технология, которую наши партнеры из компании Сименс имплементировали в схему поезда и, что особенно примечательно, впервые осуществили это не на Deutsche Bahn, а у нас в России на сети ОАО «РЖД». Говорили также о межвидовой конкуренции. Тему поддержал Министр транспорта Максим Юрьевич Соколов, который участвовал в работе форума. Речь шла о сбалансированном развитии инфраструктур различных видов транспорта и о том, что этот принцип должен учитываться при стратегическом планировании, что, безусловно, пойдет на пользу нашей экономике.

Активно обсуждалась идея Транс-Евразийского пояса RAZVITIE (ТЕПР), с инициативой которого мы в свое время выступили. Сегодня этот проект сопрягается с китайской инициативой по созданию принципиально нового формата евроазиатских связей. Для стран с «широкой» колеей участие в ТЕПР означает возможность расширить общий рынок, диверсифицировать логистические возможности пространства-1520 и максимально эффективно использовать его транспортный потенциал.

Что еще представляется важным отметить. Форум давно вышел за рамки узкоотраслевого мероприятия, где обсуждаются только рельсы, шпалы или локомотивы. Он превратился в более широкую платформу, потому что невозможно говорить о развитии такой системообразующей для страны отрасли как железные дороги в отрыве от макроэкономических и геополитических факторов, которые сегодня доминируют. В этой связи очень интересным были выступления независимых директоров форума. Руслан Гринберг, Директор Института экономики РАН, заявил, что неопределенность будущего никогда не была такой беспрецедентно высокой, как сейчас, поэтому необходимо инвестировать в железнодорожные мегапроекты, являющиеся островком стабильности в море хаоса. Экономист и политолог Михаил Хазин также считает, что мировая экономика будет принципиально меняться и любые вложения в инфраструктуру сейчас выгодны, хотя они приносят больший эффект для страны в целом, чем для компании, которая их реализует. Профессор Петр Дуткевич, директор Центра государственного управления Карлтонского Университета (Канада), назвал РЖД уникальной компанией, которая делает прибыль, но одновременно имеет в виду интересы государства и общества. Он считает очень правильным, что мы (РЖД) плотно работаем с иностранцами, и обратился к западным коллегам с просьбой помочь смягчить санкции против России, используя все имеющиеся рычаги влияния на свои правительства. Было много и других известных людей, ярких и дельных выступлений. Кому интересно, материалы форума можно легко найти в Интернете.

В целом я оцениваю формат «Стратегического партнерства 1520» как очень интересный и продуктивный. Запретных тем у нас нет. Думаю, что атмосфера доверия и возможность свободной дискуссии по разнообразным, в том числе сложным вопросам, и является главной ценностью форума. Лично я получил огромный энергетический заряд и массив новых знаний, которые можно приобрести только через живое общение с людьми, окружающими тебя здесь. Я почерпнул много интересного, например, из общения с профессором Ричардом Вернером (Школа менеджмента Университета Саутгемптона) – одним из признанных специалистов по финансам и банковскому делу. Он, кстати, утверждает, что источником денег в экономике является кредитование реального сектора. Кто-то ругает РЖД за то, что мы слишком много денег просим и вкладываем их в долгосрочные проекты, а в условиях кризиса надо экономить. Но если подумать, то с каждого рубля, который мы инвестируем сегодня в инфраструктуру, 35 копеек сразу отдаем в виде налогов, то есть являемся, по сути дела, не искусственной машиной, печатающей доллары, а реальным производителем денег в экономике. Такого рода выводы очень важны.

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
vachecu7711
8 июн, 2015 16:07 (UTC)
Тоже считаю, что как раз в кризисной ситуации нужно вкладывать деньги в долгосрочные проекты, которые потом окупятся.
el_ferroviario
8 июн, 2015 17:27 (UTC)
Для себя особо отметил 10-ю идею. Интересные мысли, подбор участников и хорошее модерирование.
train_lawyer
8 июн, 2015 22:50 (UTC)
Стратегическое партнерство 1520
Безусловно, и в кризис и в периоды роста РЖД является неким каркасом страны, на котором держится добыча, производство, торговля, перевозка пассажиров, а соответственно все значимые процессы общества. В периоды кризиса железную дорогу необходимо поддерживать в первую очередь, только в этом случае у современного Российского общества бедет спасительный соратник, в лице РЖД, который вывезет экономику из "шторма". А самой компании хочу пожелать укрепления позиций в сфере скоростного перемещения грузов, в частности продолжения разработок будущего в области магнитолевитации.
qacko19
9 июн, 2015 10:39 (UTC)
Мне нравится, что на первый план выдвигается клиентоориентированность, считаю, что это правильно. И идею "одного окна", если я правильно ее понял, полностью поддерживаю. У вас уже улучшился сервис, но еще есть куда расти.
anastassia_jm
9 июн, 2015 15:30 (UTC)
Да, конечно, замечательно :новые технологии, скоростные поезда разного типа, новые железнодорожные пути. Это всё замечательно для макроэкономического развития страны.
Но ведь есть и микроэкономика. И самое главное что б её не раздавил этот макроэкономический слон. А пока что в стране во имя этой макроэкономики, суперприбыли, макроприбыли и прочей прибыли сначала ОТМЕНЯЮТ электрички, простые люди возмущаются.
Теперь вот дело дошло до отмены поездов ДАЛЬНЕГО следования. В частности Кострома- Санкт Петербург, Санкт-Петербург -Кострома. Пусть это не полноценный состав, а прицепные вагоны, но в них ездят российские граждане из Центральной России в основном русские.
В Казань высокоскоростную магистраль. А Кострому лишаем связи с культурной столицей. Забавно, не правда ли?
Сергей Мошков
9 июн, 2015 18:42 (UTC)
Стратегия СЖД в Воркуте?
И я удовлетворён, потому что прочёл. И с человеческим фактором и потенциалом согласен. Но любая эволюция, это прежде всего диалог. И диалог не только внешний, но и внутренний. Заинтересованный и дающий например - увеличение погрузки угля в районах Крайнего Севера, поставка новых маневровых локомотивов, снижение случаев нарушений безопасности движения поездов и т.д. Интересно было бы посмотреть на реакцию любого вице-президента ОАО "РЖД", окажись он сегодня на месте машиниста, принимающего в периферийном депо локомотив, стрелочника, работающего зимой за путейцев, которых доблестно сократили и т.д. Резюмирую. Лет 20 назад я мечтал съездить и посмотреть как работают железнодорожники в Европе, в Америке. От рабочего до руководителя компании, а потом поделиться своим взглядом с ярославцами, воркутинцами, москвичами. Или пригласить составителей поездов из Англии к нам, скажем посмотреть как работают на сети дорог РФ и выслушать их мнение. И до сих пор, Владимир Иванович, надеюсь!
vvoznesensky
9 июн, 2015 20:05 (UTC)
Патриотический вокябюлярий :)
Мессидж - посыл
Имплементирование - внедрение
vvoznesensky
9 июн, 2015 20:15 (UTC)
Почему Михаил Хазин
не рассказал Вам свою любимую мысль, что в современной экономике основная прибыль получается за счёт снижения рисков путём перенесения их из реального сектора в финансовый?

Приведу от себя простейший пример: товарные биржи в нашей стране не развиты, т.к., в отличие от Голландии, Австралии и т.д., у нас нет единой точки, в которой бы обменивался товар. А создать товарную биржу с большим количеством точек зарождения и погашения товарных потоков не представляется возможным, т.к. РЖД не обеспечивают (и, наверное, не должны обеспечивать) необходимые для биржевой торговли гарантии доставки в срок.

Я уже писал, что риски недоставки в срок можно было бы оценивать при продаже через комбинаторный аукцион пропускных способностей элементов инфраструктуры с определённым приоритетом. Однако, без либерализации этого рынка, боюсь, никто не будет связываться с большой и закрытой монополией - перевозчиком.

Edited at 2015-06-10 17:36 (UTC)
piktodeth
14 июн, 2015 13:50 (UTC)

А что имеется ввиду под интеграцией ТЕПР и китайских шелковых путей? Что с чем интегрируется? Вроде бы ТЕПР это не РЖД. В том смысле, что в холдинге нет соответствующего департамента или вице-президента за него отвечающегося, в духе "скоростного" вице Мишарина. С организацонной точки зрения это значит, что в РЖД ТЕПР не представлен. Даже интернет ресурса, где по поводу этого мегапроекта нечто разъяснено нет.
Почин с ТЕПРом весьма интересен, особенно в свете отсутствия инициатив такого масштаба, авторства наших авторитетных и имеющих доступ к значительным ресурсам соотечественников.  Сейчас это особенно актуально, потому как китайцы уже план строительства "Пояса и пути" опубликовали и институций разных финансовых и интегративных насоздавали. А с нашей стороны пока только ЕАЭС,  который проектного измерения не имеет в принципе. И здесь ТЕПР с его масштабом, артикулированный на уровне планов и дорожных карт был бы очень уместен.  



Edited at 2015-06-14 16:22 (UTC)
train_lawyer
15 июн, 2015 22:58 (UTC)
Стратегическое партнерство 1520
Думаю у РЖД есть все необходимые проекты, планы и дорожные карты. Возможно трудности, если они есть, могут быть связаны с недостатком финансирования столь сложных и затратных проектов, а также с элементарной нехваткой времени, учитывая текущие задачи. Ведь посудите сами, РЖД надо интегрироваться в сложную сеть развивающихся сообщений по Евразийскому пути (Великобритания-ЕС-КНР), кроме этого есть сеть Китайско-монгольского пути, помимо этого Южноазиатский путь (КНР-Индия-Пакистан-Иран), потом Североамериканский путь (КНР-Россия-Канада-США), и еще Паназиатский путь (Юго-Восточный Китай-Сингапур), ну и Центрально-Азиатское взаимодействие (Урумчи (СУАР), Турция). Учитывая географию России, интеграция РЖД в международный жд грузопоток происходит на правах одного из главных транзитеров всех этих путей. Такое сложное взаимодействие выстраивается не один год, необходимо время. На мой сторонний взгляд, РЖД хорошо справляется с этой работой и на международной арене и на внутрироссийской сети, вопросы постепенно решаются, работа идет.

Edited at 2015-06-16 06:58 (UTC)
piktodeth
16 июн, 2015 20:54 (UTC)

Успешность РЖД в исполнении основного своего назначения "быть инфраструктурной компанией", не отменяет вопроса о том, что имеется ввиду под интеграцией и что интегрируется.

( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

1
v_yakunin
Владимир Якунин

Календарь

Сентябрь 2015
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Теги

Разработано LiveJournal.com