Владимир Якунин (v_yakunin) wrote,
Владимир Якунин
v_yakunin

Category:

Вопросы безопасности на железной дороге

Переезд.jpg
По поводу ряда резонансных ЧП на железной дороге. Авария в Белгородской области (груженый КАМАЗ выехал на переезд на запрещающий сигнал светофора и столкнулся с поездом), гибель подростка на станции Лосиноостровская и школьницы в Подмосковье (оба погибли от поражения током, пытаясь сделать селфи на крыше электропоезда) заставляют в очередной раз поднять тему безопасности.

К сожалению, наметилась печальная тенденция, когда ради эффектного кадра, бравады перед сверстниками или просто порции адреналина молодые люди забираются на ж/д составы или объекты инфраструктуры и в результате гибнут либо калечатся. Несмотря ни на что у смертельно опасных развлечений появляются все новые и новые последователи. Это головная боль для железнодорожников и очень тревожный сигнал для общества. То, что мы наблюдаем, – признак крайне слабой воспитательной работы и абсолютного непонимания молодыми людьми опасности и последствий своих действий. Это вопрос к нашим образовательным и социальным программам, системе пропаганды и информирования. То, что последние трагические случаи широко освещались СМИ, возможно, кому-то и «даст по мозгам», но проблема эта не «чисто железнодорожная», а социальная, и в такой плоскости ее и нужно решать.

В США, например, человек, замеченный на инфраструктуре и не имеющий профессионального отношения к железной дороге, автоматически подвергается огромному штрафу. И это действенный инструмент пресечения любых намерений прогуляться по шпалам. А что же у нас? В зону движения поездов проникают все кому не лень: пьяные, праздношатающиеся, стремящиеся срезать путь и сэкономить время… Ломают заборы, прыгают с платформ, пролезают под вагонами и т.п. Гибнут зачастую исключительно по своей вине. При этом мало того, что РЖД своими силами устраняют последствия трагических инцидентов, но они и выплачивают деньги родственникам погибших. По нашим правилам, в случае попадания человека под поезд машинист должен остановить состав и досмотреть место происшествия. Можете представить, что он испытывает?

Возлагать всю ответственность за безалаберное поведение этих людей на железнодорожников считаю несправедливым и даже циничным. Вряд ли является нормальной ситуация, когда собственник инфраструктуры оказывается должным компенсировать смерть человека, который по собственному желанию оказался в зоне повышенной опасности и буквально сам полез под поезд. Необходимо пересматривать законодательство и наказывать за бездумное, неоправданное нахождение на инфраструктуре. В городах, где новые микрорайоны примыкают к ж/д инфраструктуре, местными властями в обязательном порядке должно предусматриваться требование по безопасному пересечению железной дороги, что надо заранее продумывать, еще на этапе застройки. Мы, со своей стороны, пытаемся ограничить доступ к ж/д объектам, но ведь тысячи километров на сети заборами не закроешь и охрану к ним не приставишь. И даже там, где заграждения установлены, их снимают или ломают. Если люди лезут на крыши электричек, неужели забор их остановит?!

Еще одна серьезная проблема: безобразное поведение водителей на ж/д переездах. Недавняя авария в Белгородской области – яркое тому подтверждение. Исторически нам достались переезды в одном уровне. РЖД своими силами быстро решить эту проблему – имею в виду строительство двухуровневых развязок – не могут.. Проекты затратные, а государство и субъекты РФ пока выделяют очень мало средств на эти цели. Когда водители на полном ходу врезаются в локомотивы и даже в середину состава или пытаются проскочить перед движущимся поездом, как в боевиках – это что такое?! Гибнут сами, подвергают риску чужие жизни. С подобным нужно вести всемерную борьбу. РЖД уже выступили с рядом инициатив, в частности по кратному увеличению штрафов за нарушение пешеходами и водителями железнодорожных правил. Это целесообразно, учитывая опыт других стран. Считаю, что речь должна идти даже не столько о величине штрафов, сколько о повышении уровня ответственности. Если в отношении нерадивых водителей ввести такую норму, как лишение прав за неоднократное нарушение ПДД на переездах, порядок в этой сфере можно быстро навести.

Эффективным техническим решением может стать оборудование ж/д переездов фото- и видеокамерами. На межведомственном координационном совете, который недавно проходил в Челябинске, мы с губернаторами этот вопрос предметно обсуждали. Идея состоит в том, что РЖД устанавливают регистраторы на переездах, а субъекты РФ рассматривают возможность прокладки оптоволоконного кабеля до ближайшего информационного узла РЖД, откуда информация оперативно поступит на пульт местного ГИБДД. В Иркутске так сделали уже на нескольких переездах, и ситуация с нарушениями там радикально улучшилась. Вышеперечисленные инициативы призваны снизить риск травматизма на объектах ж/д транспорта, но главное – это смена менталитета наших граждан в отношении беспечного поведения на железной дороге и собственной безопасности. Это я не устаю повторять.

Tags: РЖД, ЧС, безопасность, железная дорога, переезды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments