?

Log in

No account? Create an account

лекция.JPGВ пятницу в МГУ приезжал Валери Жискар д’Эстен, Президент Франции в период 1974 – 1981 гг., который выступил перед студентами с блестящей, на мой взгляд, лекцией на тему «Взаимоотношения Европейского союза с ключевыми соседними государствами». Полную запись в русском переводе можно послушать здесь, поэтому пересказывать содержание подробно не буду, остановлюсь лишь на собственных впечатлениях. Суждения, высказываемые Жискаром д’Эстеном, чрезвычайно интересны, как и сама личность этого политика, который сыграл выдающуюся роль в развитии Франции, политической системы Европы и мира, и, несмотря на почтенный возраст, по-прежнему сохраняет серьезное политическое влияние в своей стране и за ее пределами. В этом я смог неоднократно убедиться, встречаясь с г-ном д’Эстеном (он является почетным членом Ассоциации «Франко-российский диалог»). В нынешних условиях любому западному политическому деятелю требуется серьезное мужество, чтобы приехать в Россию, но г-н Президент относится к тем людям, которым никто не может сказать, куда идти и с кем дружить. Он убежденный сторонник развития отношений ЕС с нашей страной и имеет собственную четкую и ясную позицию по различным вопросам европейской политики, в том числе весьма острым.

В частности, он считает, что Россия никогда не стремилась в Евросоюз, и это вполне закономерно, учитывая ее географию и огромную территорию, поэтому ЕС логичней рассматривать нашу страну как близкого соседа и естественного равновеликого партнера. При этом сама Россия более эффективно использует двусторонние отношения – с отдельными европейскими странами, в том числе с Германией, Францией и Италией, чем с ЕС в целом. Что касается Франции, то имеющийся потенциал делового, научно-технического и культурного сотрудничества с Россией, по мнению Жискар д’Эстена, реализуется не в полной мере и его необходимо активизировать.

Валери Жискар д’Эстен прокомментировал и ситуацию на Украине, заметив, что данный кризис не является столь значимым для Евросоюза, как для России и самой Украины, но ЕС предпринимает все возможные усилия для его урегулирования – начиная с миссии ОБСЕ и заканчивая подготовкой минских соглашений, подписание которых во многом является заслугой немецкой и французской дипломатии. На данный момент самое главное – прекращение огня и возобновление политического процесса на территории Украины, которой, чтобы развиваться дальше, необходимо выбрать децентрализованную систему управления с возможностью создавать автономные субъекты. Ситуация в стране крайне сложная, и переход к экономической и финансовой стабилизации возможен именно в такой последовательности – после политического урегулирования. Вопрос о вхождении Украины в ЕС не стоит на повестке дня, хотя спекуляции на эту тему и вызвали нынешнюю политическую напряженность в международных отношениях.

Сам Жискар д’Эстен никогда не разделял жесткой антироссийской политики, которая изначально была инициирована влиятельными силами в США, а затем поддержана Европой. Он считает, что Запад совершает ошибку, выбирая давление на Россию вместо диалога, а введенные санкции никому не выгодны. Примером является ситуация с «Мистралями», в которую попала Франция, заранее не просчитав возможные последствия отказа от поставки. Сейчас это наносит серьезный финансовый и репутационный ущерб его стране. Он также напомнил, что все началось с персональных санкций против отдельных российских политиков и бизнесменов – их очерняли западные СМИ, но эти люди не имели никакой возможности ни дать ответ, ни защитить себя. Такого рода ситуация полностью противоречит европейским ценностям. Г-н Президент выразил надежду на позитивное изменение политического курса Запада в отношении России до конца 2015 года и очевидным сигналом перемен назвал приезд в Москву Госсекретаря США и ряд визитов других высокопоставленных лиц.

По поводу реакции Запада на присоединение Крыма Жискар д’Эстен сказал, что определение границ тех или иных стран должно зависеть от мнения не отдельных стран, а всего международного сообщества и обсуждаться на уровне ООН. При этом он заметил, что Крым был завоеван Россией много веков назад и, по сути, никогда не был украинским. Об этом следует помнить, если мы говорим о том, что необходимо уважать границы в том виде, в каком они пребывали после Второй мировой войны. Зал аплодировал стоя.

Про ж/д перевозки рыбы

В настоящее время на Дальневосточной железной дороге фиксируют снижение перевозок тихоокеанской рыбы на внутренний рынок с 2013 года на 18%. Вопрос крайне актуальный, особенно в свете приостановки импорта из стран ЕС. Наша рыба, добываемая на Дальнем Востоке, «уплывает» в другие страны миллионами тонн, а бизнесмены от рыбной отрасли на всех уровнях утверждают, что причина этого – высокие тарифы РЖД и отсутствие вагонов для перевозки, якобы именно поэтому промысловики вынуждены продавать рыбу прямо на рейде иностранным закупщикам. За этими утверждениями стоит определенное лукавство. Транспортная составляющая в цене на рыбу не превышает 4-5%, и эта пропорция не меняется. Известно также, что снижение железнодорожных тарифов не приводит к снижению стоимости реализации рыбы населению, в которой до 50% составляет маржа различных оптовых и розничных посредников. Так что ссылки на то, что рыбу невозможно доставить с Дальнего Востока в центр из-за дороговизны перевозки, не имеют под собой основания. Очевидно, дело тут в нежелании трейдеров, оптовиков и переработчиков в европейской части страны, которым это не выгодно, действовать. Имеются и другие негативные обстоятельства, о которых я неплохо осведомлен. Один знакомый рыбопромышленник, работающий на Сахалине, признался мне, что пробовал возить рыбу в Москву, но его попросту «не пустили» на столичный рынок. Товар притормозили практически на подъезде под предлогом проверки на предмет контрабанды. Вагон направили в отстойник, а через две недели, извинившись, сообщили, что произошла ошибка, но рыба к тому моменту уже стала некондиционной.

О чем это говорит? О том, что рынок хорошо и давно поделен и созданы все условия для того, чтобы рыбакам было выгоднее перегрузить продукцию прямо в море японцам или китайцам и не париться с нашими проблемами. Нужно просто наводить порядок в этой сфере. Что касается РЖД, то мы все перевезем. У нас существуют специальные рефконтейнеры, которые позволяют не подвергать рыбу глубокой заморозке даже при транспортировке с Дальнего Востока (она едет во льду охлажденная, сохраняет свежесть и в течение 7 суток пригодна для реализации). Мы технологически способны это делать, более того – для нас это очень выгодная перевозка, и РЖД готовы за нее побороться. Но нам необходима помощь региональных и федеральных властей, чтобы эти перевозки просто не травили. На последних встречах в Совете Федерации и в Госдуме я этот вопрос поднимал и получил определенную поддержку парламентариев.

Недавно мы с коллегами провели инспекционную поездку по объектам железнодорожного строительства Московского транспортного узла, проехали по МКЖД, посмотрели, как идет реконструкция. Если говорить в целом, то готовность проекта на сегодняшний день составляет 60-65%. Работы развернуты по всему кольцу включая реконструкцию нескольких десятков искусственных сооружений и строительство 28 остановочных пунктов. Они находятся в разной степени готовности, но мы идем в графике – основной объем работ, находящихся в зоне ответственности РЖД, должен быть выполнен в нынешнем году. Уже вынесено 2/3 коммуникаций, которые мешают строительству, идет укладка верхнего строения пути, установка опор будущей контактной сети, реконструируются три существующие тяговые подстанции, построено две новые. Будет уложено 390 стрелочных переводов, проложено 1100 км линий спецблокировки и порядка 300 км линий связи. Объем, в принципе, огромный, и он практически весь делается заново. То есть от старого кольца не останется ничего, кроме памятников архитектуры.

По планам, которые были скорректированы и теперь полностью совпадают с планами правительства Москвы – запуск движения по кольцу планируется на сентябрь следующего года. Связано это с тем, что к нашему первоначальному проекту добавилось строительство транспортно-пересадочных узлов, которые позволят пассажирам комфортно переходить с ж/д кольца на станции московского метрополитена и связанные с ними площадки, куда город будет подводить наземный общественный транспорт.

Длина кольца составляет 180 км – это два главных пути, по которым пойдет пассажирское движение, плюс новый 30-километровый участок третьего главного пути, который будет введен в строй и станет использоваться для завоза грузов. Все будет электрифицировано и благоустроено с учетом соблюдения экологических норм. На участке запустят современный подвижной состав типа Ласточки, платформы оборудуют навесами по всей длине, учитывая московские климатические условия. Сейчас мы прорабатываем вопрос с правительством Москвы об унификации системы единых проездных билетов, чтобы пассажиры метро смогли перейти на железную дорогу и следовать по нашей инфраструктуре, ничего не доплачивая.

Прогнозный пассажиропоток по МКЖД составит 250 млн. человек в год, средний интервал движения поездов должен составлять 5-6 минут. Мы монтируем новейшую систему безопасности движения аналогичную сочинской, поэтому убеждены, что такой интервал технологически будет выдерживаться. Вообще этот проект вполне корректно сравнить по сложности со строительством олимпийской транспортной инфраструктуры. Там все нужно было запроектировать и построить в предельно сжатые сроки – за 5,5 лет в чрезвычайно сложных геологических условиях, в Москве – за 4 года, в условия мегаполиса, где очень много своих нюансов. Например, потребовалось снести четыре тысячи частных гаражей, попавших в зону строительства. Надо было договориться с собственниками, выплатить им компенсации. Оказалось, что это не легче, чем пробить тоннель в горе. Несмотря на сложности, мы этот проект – один из самых интересных на сети РЖД и очень нужный для города – завершим. С точки зрения затрат, он, конечно, недешевый – оценивается в 74,8 млрд. рублей, но по сравнению со стоимостью строительства метро – это в разы меньше. Кроме собственно улучшения транспортной ситуации, модернизация МКЖД будет способствовать и улучшению городской среды. Как только мы запустим пассажирское движение, у города поменяется предназначение и классность примыкающих территорий, которые до сих пор находятся в депрессивном состоянии. Здесь можно будет строить торговые центры, офисные здания, жилье, развивать социальную инфраструктуру. 

70-летие Победы

Дорогие друзья! Мы отмечаем великую дату в истории нашей страны – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Наши воспоминания о Войне и Победе всегда эмоционально окрашены (что совершенно естественно), но у этого праздника есть и очень важные содержательные аспекты, на которые мне хочется обратить внимание.

Для железнодорожников, например, празднование юбилея Победы – это и празднование исторического этапа в развитии российских железных дорог, равно как и подвига людей сугубо гражданской профессии, которая в силу обстоятельств превратилась в военную. Маршал Жуков в свое время отмечал, что без железнодорожников мы бы не выиграли войну. И это действительно так. Влияние железнодорожного транспорта на успех операций советских войск признавали даже гитлеровские генералы. Это касается и оборонительных сражений начала войны, и последующего наступления, когда по железной дороге в предельно короткие сроки перебрасывались тяжелая техника и крупные боевые соединения на самые ответственные участки фронта. Во время войны не только проявлялись героизм и самоотверженность, но и рождались блестящие инженерные и технологические идеи, получившие последующее развитие в мирное время. Поэтому для нас история войны – это и сегодняшняя действительность, воплощенная в боевых и трудовых наградах железнодорожников, в достижениях отрасли. У РЖД большая программа мероприятий, посвященных 70-летию Победы, в первую очередь адресованная нашим ветеранам. Для нас эта дата чрезвычайно важна.

Мы должны понимать и огромное общественно-политическое значение Победы. Особенно сейчас, когда делаются целенаправленные попытки переиначить историю и лишить советского солдата образа воина-освободителя. Идет целенаправленная кампания в сторону снижения роли России в мире за счет уничижения ее военно-исторического подвига и международного авторитета. Мне тут один европейский чиновник пытался доказать, что определение «советский народ» – это коммунистическое клише, а на самом деле такого народа не было. Вообще говоря, такой псевдонаучный подход к истории – часть логики, в которой нынче мыслят «прогрессивные» западные либералы, обслуживающие политику глобализации. С точки зрения бенефициаров этой политики, любая самостоятельность и суверенность государств – это так называемый «вызов».

«Вызовом», безусловно, является и сохранение исторической правды о вкладе советского народа в победу над фашизмом. Считаю, что те усилия, которые сегодня предпринимаются Президентом России и соответствующими органами государственной власти по раскрытию ранее неизвестных страниц Великой Отечественной войны: фактов, имен и событий, а также проведение широкой информационно-пропагандистской работы имеют огромное значение для становления молодого поколения и в России, и за ее пределами. Наверное, сейчас вполне уместно было бы принять закон, приравнивающий попытки дискредитации истории ВОВ к уголовному преступлению, подобно тому как по инициативе Еврейского конгресса в ряде стран был принят закон, криминализирующий отрицание Холокоста. Это нужно нам, ныне живущим в России, чтобы сохранить себя как народ с его суверенным правом на ту территорию, которую он занимает, и на ту жизнь, которую он ведет.

Война прошла практически через каждую семью, поэтому у многих из нас есть и личный повод отмечать 9 мая. Мой отец в 1941 году был еще очень юным, он обучался летному делу и в силу возраста застал только самый конец войны. А вот тесть Виктор Захарович Ахромеев прошел войну, что называется, «от и до». Выпускник Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, он в начале войны взрывал мосты и дороги, а потом, по мере наступления наших войск, шел и взорванные объекты восстанавливал. В 30 лет стал полковником, награжден боевыми орденами и медалями – не только СССР, но и всех стран, которые освобождал. Кителя не хватало, чтобы все эти награды повесить. До нынешней юбилейной даты он, как и многие фронтовики, к сожалению, не дожил… Но мы, их дети, внуки и правнуки будем помнить, что была Война, был Подвиг народа, уничтожившего страшного врага, и была Победа, оплаченная огромной ценой.

Низкий поклон ветеранам и вечная память павшим в этой войне. С Днем Победы!

На днях мы провели День железных дорог России для представителей Государственной Думы и Совета Федерации, пригласили их в наш Музей железнодорожного транспорта на Рижском вокзале. Место это, можно сказать, намоленное: там проходит много различных отраслевых мероприятий, развернута впечатляющая выставочная экспозиция ко Дню Победы, так что есть что показать гостям. Совместно мы почтили память героев-железнодорожников, погибших в годы Великой Отечественной войны, а затем провели совещание, где обсудили насущные вопросы железнодорожного транспорта. В работе совещания приняли участие заместитель руководителя Государственной Думы Сергей Владимирович Железняк, лидер фракции ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский, заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Владимирович Шатиров, председатели профильных комитетов.

Разговор, на мой взгляд, получился конструктивным, тем более что мы не первый раз встречаемся в таком формате. Парламентарии являются очень заинтересованной аудиторией в вопросах развития ж/д транспорта как системообразующей отрасли для страны, поэтому это всегда хорошая возможность напрямую доложить им об итогах и перспективах работы компании, поделиться проблемами, в решении которых мы рассчитываем найти поддержку. А проблем у нас немало: и системных, и текущих, учитывая приличное падение погрузки и пассажирооборота по сравнению с докризисным периодом, и мы, будучи реалистами, понимаем, что негативные тенденции в ближайшей перспективе будут только нарастать. РЖД уже второй год живут в режиме жёсткой экономии. Мы провели в компании несколько раундов оптимизации расходов, довольно болезненной и сложной, что, в свою очередь, позволило получить снижение транспортной составляющей по ряду важнейших для экономики страны грузов (углю – на 6,9%, круглому лесу – на 7,7%, зерну – на 4,7%). При этом большинство компаний, поставляющих продукцию для нужд РЖД, заявили о повышении цен, по ряду позиций весьма существенном. Тот рост, который нам озвучивают – до 60 и более процентов, мы компенсировать не сможем, и, с нашей точки зрения, он совершенно не обоснован, учитывая, что все это производится российскими компаниями на территории РФ, а ценник задирают, как на западных рынках. В условиях такого ценового давления железнодорожникам приходиться ужиматься до предела, чтобы выполнять контрольные показатели по сокращению издержек, установленные правительством. В этой связи я обратился к парламентариям с просьбой повлиять на ценовую политику наших поставщиков, и они пообещали меня в этом деле поддержать. Еще один резерв, который можно задействовать – и он находится в зоне компетенции законодателей – освобождение убыточных направлений ж/д транспорта от ряда налогов. Первый шаг в этом направлении уже сделан – введение нулевого НДС и льготного тарифа на инфраструктуру (0,01% от общего тарифа) для пригородных компаний позволило временно стабилизировать ситуацию в пригороде. Эти решения действуют до конца 2015 года, но было бы целесообразно сделать их постоянными и, самое главное, ускорить принятие закона о регулярном пассажирском сообщении в РФ, который наконец определит взаимоотношения, в том числе финансовые, всех участников процесса и снимет проблему на системном уровне.

Одной из важнейших целей встречи было еще раз обратить внимание представителей законодательной власти на тот факт, что ВВП страны формируется не в банковском или финансовом секторе, а в реальных отраслях экономики (РЖД, например, обеспечивает более 1,5% вклада в ВВП России, 3% инвестиций в основной капитал и более 1% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней), а инвестиции в ж/д инфраструктуру, особенно в периоды кризиса, являются стимулятором для роста экономики. Известно, что синергетический эффект от таких вложений дает коэффициент прироста 1,46 на каждый рубль, а с эффектом агломерации он достигает 3,7. В ряде стран, где это понимают, идут по пути не сокращения инвестиций, а их увеличения. Привёл в пример Китай, который реализует поистине масштабную программу железнодорожного строительства, включающую, в том числе, строительство 16(!) тыс. км высокоскоростных магистралей. Когда грянул кризис, китайцы посовещались и увеличили инвестиции в ж/д инфраструктуру еще на 20% – со 100 до 120 млрд. долларов. Нам тоже следует мыслить в этой логике. Важнейший проект, который поможет вытянуть нашу экономику из рецессии – строительство ВСМ Москва–Казань, в зоне тяготения которой проживает 25 млн. человек. Это высокотехнологичный транспорт, который простимулирует развитие новых производств и создание 370 тыс. рабочих мест. Проект затратный (его стоимость оценивается в 1 трлн. рублей), но согласно расчетам уже за первые 12 лет работы он обеспечит прирост ВВП на 11,7 трлн. рублей, треть из этой суммы пойдет в казну в качестве налоговых поступлений. Развитие ВСД в стране горячо поддержал в своем выступлении Владимир Вольфович Жириновский, лидер фракции ЛДПР, который высказался также за строительство высокоскоростных магистралей в южном направлении.

На совещании обсуждались и другие стратегические проекты РЖД: развитие БАМа, Северного широтного хода, ж/д подходов к ключевым портам. Все они имеют принципиальное значение для страны и с точки зрения переадресации грузопотоков, и с точки зрения преодоления кризисных явлений в экономике страны. Я проинформировал членов ГД и СФ о деятельности РЖД по импортозамещению. Производственная кооперация РЖД охватывает предприятия 19-ти отраслей промышленности, которые благодаря нашим заказам развивают производство и создают новые образцы продукции. Базовым принципом компании было и остается «покупаем своё», в том числе за счёт локализации на территории России до 80% технологий, продукции и комплектующих, которые приобретаются у зарубежных компаний. Это обязательное условие всех наших контрактов.

В целом впечатления от встречи – позитивные: она получилась предметной, а главное – результативной. Мы с парламентариями договорились совместно действовать и ускорить принятие нормативных актов, имеющих принципиальное значение для функционирования железнодорожной отрасли. Один из выступавших назвал РЖД квалифицированным партнером парламента, что, на мой взгляд, вполне адекватно отражает текущий уровень нашего взаимодействия с законодателями.

Христос Воскресе!

Дорогие друзья!

Православных христиан и всех, кто отмечает Пасху по юлианскому календарю, поздравляю с Воскресеньем Христовым!  Уже более двух тысячелетий люди связывают с этим Светлым праздником идеи добра и справедливости, надежду на обновление. Как вы знаете, делегация Фонда Андрея Первозванного накануне Пасхи посещает Иерусалим, чтобы помолиться о мире и доставить верующим в Россию частицу Благодатного огня.

Сейчас наша миротворческая миссия как никогда важна, и это осознают все члены нашей делегации – необходимо остановить безумную волну насилия, охватившую мир. Хотелось бы, чтобы Благодатный огонь успокоил и помирил людей, охладил горячие головы, дал шанс чувствовать себя спокойно и не бояться за будущее своих детей.

Желаю всем любви и согласия, солнечного теплого дня и соответствующего настроения! Христос Воскресе!

Уже год, как мы живем под санкциями в связи с известными событиями, введенными западными странами против России. В контексте утверждений об их эффективности считаю важным поделиться мнениями на эту тему представителей французского делового и политического истеблишмента, полученными мною «из первых рук». В конце марта мы проводили в Париже заседании Генассамблеи Ассоциации «Франко-российский диалог» (я являюсь ее сопрезидентом с российской стороны). Ассоциация существует уже 11-й год, набрала солидный авторитет, постоянно расширяет число участников и с той, и с другой стороны, так что весьма репрезентативна, с точки зрения выражения общественных настроений. Так вот, не было ни одного человека из числа выступавших и на заседании Ассамблеи, и на Совете делового сотрудничества, который бы ни высказался за развитие отношений между Францией и Россией и вреде санкций. Представители французского бизнеса выражали сожаление о том, что политические решения Евросоюза превращаются в экономическое оружие, которое в итоге оказывается направленным против своих же предприятий. Внешнеторговый оборот между нашими странами в 2014 году сократился на 17,6%, и убытки от этого несут все. И российские, и французские бизнесмены четко дали понять, что уж кто-кто, а они совсем не заинтересованы в эскалации напряженности. Франция традиционно относится к числу ведущих европейских стран-инвесторов, работающих на российском рынке. Более 470 французских компаний имеют партнерские связи в нашей стране и, несмотря на политические ограничения, проявляют огромный интерес к сохранению и развитию деловых контактов. Прежде всего могу судить об этом по железнодорожной отрасли – у нас серьезный потенциал совместных проектов с ведущими компаниями Франции, такими как GEFCO, Alstom, Geismar и многими другими. Ни одна из них на сегодняшний день не отказалась от сотрудничества с ОАО «РЖД». Схожие настроения царят и в других областях крупного бизнеса, где у Франции и России хорошие связи: энергетике, банковском секторе, сфере коммуникаций и высоких технологий. Безусловно, прагматичные и дальновидные бизнесмены меньше всех склонны драматизировать ситуацию и пока не готовы отказываться от надежных и профессиональных партнеров в России. В свете сказанного, полагаю, что весьма значимым может стать участие французской делегации в Петербургском международном экономическом форуме 18-20 июня, на который я всех присутствующих пригласил.

Весьма показательными представляются мне высказывания Валери Жискар д’Эстена, президента Франции (1974-1981 гг.). Привожу почти дословно. Выступая на Ассамблее, он заявил, что существуют решения, которые нужно предпочесть соблазну столкновений, и, несмотря на сложности по Украине, обеспечить мирные отношения между Евросоюзом и Россией. Этому будет способствовать активизация коммерческого и технологического сотрудничества, которое нужно восстанавливать. А вот мнение представителя генерации действующих политиков. Клод Гоасген, депутат Национального собрания Франции и мэр 16-го округа Парижа заявил, что всячески поддерживает в правительстве развитие отношений России и Франции и очень недоволен тем, что власти приняли решение не поставлять России «Мистрали», назвав это ошибкой, которая подрывает авторитет Франции как надежного партнера. Он также сказал, что многие его коллеги из числа депутатов разделяют точку зрения, что санкции наносят огромный вред и что Франция не должна выполнять то, что диктуют США, потому что является суверенной страной и не обязана никого слушать. С этим сложно не согласиться.

Сегодня и России, и Франции пытаются навязать новый тип международных отношений, где диалог подчиняется монологу всем известной страны, которая действует с позиции силы. Стараниями некоторых политических сил и финансируемых ими СМИ пресловутые санкции перестают быть только экономической мерой воздействия, а целенаправленно выводятся на общественный и культурный уровни, демонизируя Россию и все российское в глазах европейцев. Между тем еще несколько лет назад никто из нас не мог даже и подумать о том, что франко-российские отношения, зародившиеся без малого тысячу лет назад, когда некоторых государств еще и в помине не было, надо будет поддерживать, прилагая к этому специальные усилия. Именно поэтому в свете текущих международных политических и экономических событий роль нашей Ассоциации значительно возрастает. Ее главной задачей остается сохранение и развитие открытого диалога между политиками, общественными деятелями, учеными, бизнесменами, артистами, всеми неравнодушными людьми из России и Франции. Укрепление дружбы и сотрудничества между нашими странами – вот то, к чему мы по-прежнему стремимся даже в это непростое время, омраченное непониманием, а порой и неприязнью на официальном уровне.

Больше чем работа

Меня часто спрашивают, для чего при большой нагрузке в ОАО «РЖД» я так много занимаюсь общественной работой – патронирую ряд общественных организаций и фондов, часть времени отдаю научно-преподавательской работе? Могу ответить так: это не блажь и не прихоть, а часть моего мировоззрения и система, которую каждый человек сам для себя создает. Во-первых, как и любому гражданину своей страны, мне далеко не безразлично ее будущее, поэтому общественная деятельность, которую я веду, отражает мои убеждения и мое желание того, чтобы будущие поколения жили в России хорошо и благополучно, сохраняя национальные традиции, семейные ценности, культурные приоритеты. Во-вторых, руководитель такой компании как РЖД должен постоянно заниматься комплексным самообразованием, потому что эта работа требует совокупных знаний в различных областях. Личная вовлеченность в проекты и программы Фонда Андрея Первозванного или МОФ «Диалог цивилизаций» дает такую возможность. В этом же ряду стоит моя преподавательская и научная деятельность на кафедре госполитики факультета политологии МГУ. Кстати, кандидатская диссертация, которую я защитил в 2002 году, посвящена политологии транспорта. Тогда казалось, что это чисто теоретическое направление, а сегодня активно обсуждается идея создания Евразийского транспортного коридора. Наша страна, которая лежит как в Азии, так и в Европе, имеет к этому естественный интерес. В 2006 году, после 57-летнего перерыва, Россия восстановила полноправное членство в Международном союзе железных дорог. Как раз в это время в Европе формировалась карта трансконтинентальных железнодорожных коридоров. Вполне естественно, что мы предложили обсудить не только замкнутую систему европейских железных дорог, а, скорее, платформу, на которой будут строиться более широкие связи. Такого рода вещи убедительно доказывают, что научная работа существенным образом дополняет потребности в знаниях, необходимых для управления ж/д компанией.

Чрезвычайно важной и интересной считаю работу по линии МОФ «Диалог цивилизаций», особенно сейчас, когда мы сталкиваемся с попытками ликвидировать самостоятельность, суверенитет государств и вследствие этого ликвидировать традиции и ценности разных цивилизаций. Это неправильно. К сожалению, сегодня мы говорим о мутации либерализма, то есть системном, тоталитарном навязывании только одной идеологии, когда тебе говорят: «вот так правильно», и если ты не действуешь в соответствии с этой идеологией, то тебя считают неправильным, враждебно настроенным, разные ярлыки начинают навешивать. Именно поэтому так важно вести межцивилизационный диалог, основываясь на сознательном принятии многообразия мира, и уметь в этом мире друг с другом жить, уважая мнение, веру, традиции других. Все это содержится в выводах и рекомендациях Родосского форума, доказанных исторически и научно. Их мы стараемся донести до глав государств и правительств, авторитетных международных организаций. Убежден, что эта наша деятельность полезна и для той политики, которая проводится нашим государством в области межнациональных и международных отношений. В ближайшее время планирую выпустить книгу, где хочу обобщить и систематизировать массив очень интересных материалов, накопленный мною за последние пять лет в ходе научных дискуссий, участия в международных конференциях, выступлений и лекций. Когда сборник будет готов, я его обязательно анонсирую.

И еще один момент. Сейчас в контексте текущих событий многие наработки МОФ «Диалог цивилизаций» чрезвычайно актуализировались. Имею в виду и резкое обострение международной обстановки, и системный экономический кризис, неизбежность которого мы довольно точно прогнозировали. Во вторник я выступал с лекцией в Санкт-Петербургском государственном университете, где постарался проанализировать сущность глобализации не только как нового типа мироустройства, но и как идеологического проекта, выгодного мировой финансовой олигархии, в чем я абсолютно убежден. Это выступление, кстати, вызвало странный ажиотаж со стороны моих непримиримых критиков. Как обычно, из полуторачасового выступления были взяты отдельные фразы, вырванные из контекста, и прокомментированы в определенном ключе. Для тех, кому действительно интересно ознакомиться с темой лекции, рекомендую почитать оригинал.

С праздником 8 марта!

Милые дамы, примите самые искренние поздравления с вашим весенним праздником! Хочу пожелать вам радости и любви, успехов в делах, поменьше забот и тревог. Без прекрасной половины человечества мир, безусловно, лишился бы своих красок, а мы, мужчины, потеряли бы всякую мотивацию к действию. Я полностью согласен с утверждением, что личная и профессиональная реализация мужчины во многом зависит от женщины, которая рядом. Это подтверждает и мой собственный опыт, и многочисленные примеры коллег и друзей. Вы побуждаете нас быть лучше, добиваться успехов, совершать поступки, испытывать сильные эмоции… Я вообще ничего не боюсь в жизни, но помню: после того, как сделал предложение своей будущей жене, разволновался до такой степени, что слег с высокой температурой. Моя теща сказала тогда, что такого «брать нельзя – как же его в беспамятстве женить»? Но свадьба все-таки состоялась, и мы вместе уже более 40 лет.

Мне очень приятно, что треть коллектива ОАО «РЖД» составляют женщины. Спасибо за то, что вы трудитесь именно в нашей компании, что своим профессионализмом, исполнительностью, точностью и аккуратностью обеспечиваете стабильную работу всех подразделений, привносите в нашу, по большей части мужскую, железнодорожную профессию атмосферу тепла и добросердечности. Поверьте, ваши коллеги-мужчины очень ценят это.

Еще раз с праздником, с наступившей весной, и пусть все у вас будет хорошо!

8 марта

Дорогие друзья!

Сегодня мы отмечаем День защитника Отечества, который празднуется в России уже без малого сто лет. Как бы ни назывался этот день в разные периоды истории, суть его неизменна – мы поздравляем тех, кому благодарны за ратные подвиги и мирное небо над головой. Для российских железнодорожников, как и для всего нашего общества, 23 февраля – праздник неформальный. Во время Великой Отечественной войны железнодорожные войска внесли весомый вклад в дело Победы, обеспечивая переброску войск и вооружений на самые ответственные участки фронта.

От нашей стабильной работы во многом зависит обороноспособность страны и в мирное время. Не секрет, что все крупные военные учения, которые проводятся на территории РФ, осуществляются с использованием в том числе и ж/д транспорта. В этой части ОАО «РЖД» выполняет свою задачу, действуя в соответствии с теми директивами, которые принимаются Президентом и Правительством. Недавно я получил письмо из Генштаба с благодарностью железнодорожникам за безупречно выполненную работу. Считаю, что это достойная оценка того вклада, который вносит наша компания в дело обороны и защиты страны.

Мы чтим наших ветеранов, продолжаем их традиции, вносим свой вклад в увековечение военных побед российской армии. Это тоже очень важное направление нашей работы. Всем, кто имеет отношение к этому настоящему мужскому празднику, желаю здоровья, уверенности в собственных силах, счастья и благополучия!

Профиль

1
v_yakunin
Владимир Якунин

Календарь

Сентябрь 2015
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Теги

В других форматах

RSS Atom
Разработано LiveJournal.com